Синдром восприятия доминирующей эмоции

Синдром восприятия доминирующей эмоции

 

А вдруг Вы этого не знали?
Вопрос конечно шутка, но как-то в последнее время на меня стали наезжать чаще за то ,что я должен делится знаниями. Я простой доктор, а не педагог и педагогических амбиций ,а того более ПЕД. талантов у меня нет!. То ,что мне кажется обыденным и рядовым в работе аналитика ,может быть новым для других. Три группы мы посвятили этому вопросу, но мне все кажется ,что его еще нужно прорабатывать. Но может это только кажется?

Синдром восприятия доминирующей эмоции

Фокус внимания имеет ограниченный ресурс. Это печальный факт. И печален он своими последствиями. Из этого факта следует, что способность воспринимать и перерабатывать воспринятое у каждого человека величина предельная и носит характер пороговой. Следовательно, психика, достигнув порога восприятия, у любого человека начнет защищаться от возникающей перегрузки. И что здесь плохого? Без предохранителей в сети пиковые нагрузки разрушать и сами сети, и приборы потребления энергии. В нервной системе эту работу выполняет физиологический механизм известный как «торможение». Это в нервной системе, а в психике? И вот здесь начинается самое интересное. Данный механизм отключения не может быть использован так, как отключение психики приведет к тому, что весь организм станет легкой добычей хищников всех возможных мастей. Отключать психику нельзя, но и фокус внимания в такой ситуации, исчерпав свой резерв возможностей, приведет к аналогичному результату. Следовательно, психика любого человека может эффективно функционировать только в весьма узких пределах. Что же будет определять эти пределы? Ответ весьма прост – это уровень воздействия, на который реагирует данная психика и качества психического аппарата переработки психики субъекта. Чувствительность к восприятию в большинстве случае величина константная, и для каждого возраста и соответственно пола, имеет свои параметры, опосредованные физиологическими возможностями возрастного периода или половыми признаками. У ребёнка они свои, у женщин свои, у мужчин свои, и с эти ничего поделать невозможно. Можно только принять и понять, почему они именно такие, а не другие эти пресловутые нагрузочные интервалы. Все эти факторы существенно ограничивают возможности субъекта. Увеличить эти резервы нельзя – их можно только правильно использовать за счет чередования труда и отдыха. С помощью тренировок мы можем вывести функционирование организма к границам его возможностей, но не больше. Возможна оптимизация возможностей, но не коренное изменение. С психикой немного по-другому. Всё зависит от структурной организации психических средств связи субъекта с реальностью. И тут главным становиться качество и скорость обработки воспринятого. За связь субъекта с реальностью отвечает такая структура как Эго. Следовательно, от структурной организации этого психического конструкта или аппарата зависит жизненные проявления и судьба субъекта. Согласитесь, это не мало! В такой ситуации – Эго наше всё. Можно придумать себе различные оправдания в виде мифического «бессознательного», «непознаваемости реальности», объявить субъективность психических продуктов причиной их патологичности, но это только успокоит обманом неспособное к восприятию реальности ограниченное в своих ресурсах плохо структурированное Эго. И не будем судить строго – каждый защищается как может. Предположим, что психика аналитика всё же решила разобраться в проблемах анализанта. Вот в этом случае необходимо разобраться в структурной организации Эго анализанта, разобраться в том, как осуществляется восприятие и переработка воспринятого. Разобраться, как и под мудрым руководством кого, он проходил стадию зеркала? И была ли у него возможность выделить необходимое количество психической энергии после овладения навыками преодоления колебаний PS –D на оральной стадии. Допустим, что психика субъекта успешно преодолела в до объектной стадии и синдром Лаооконта, и стадию Уробороса , и фетальную драму Де Моза и травму рождения Ранка. 
Эго субъекта формируется под влиянием трех базовых тревог: тревоги боли при взаимодействии с внешней реальностью, тревогой обмана своего тела, и тревогой собственного знания, и это уже после того как психика ребёнка справилась с пресекуторными тревогами распада в PS и тревогой утраты интеграции в D. Учитывая выше изложенное, думаю, не стоит объяснять степень напряженности и загруженности механизма контейнирования и объёма контейнирущей площадки у субъекта восприятия. Приходиться только догадываться, как для него выглядит объект восприятия через призму всех этих тревог. Образ злой груди, пытающийся напоить субъекта отравленным молоком, представляется «цветочками на лужайке», и образы крабоящеров К. Г. Юнга уже не кажутся такими уж мало вероятными. Вспомните ситуации и образы ночных и пост наркозных кошмаров.
Примерно до 70 годов господствовало представление, что воспринятое предшествует галлюцинации. И на это были свои основания (психбольные с образом Наполеона появились после того как этот завоеватель приобрел свою популярность). Но сейчас речь несколько о ином. В ситуации выживания инстинктивные потребности требуют своей реализации и схема, модель этой реализации выражена в психике субъекта как некая пре-концепция. Эта пре-концепция является неким коридором, площадкой, местом встречи потребностей субъекта и реальности мира. В этом случае есть определенная направленность восприятия. Конечно, субъект будет реагировать на весь комплекс раздражение, идущий от внешней реальности, но приоритет восприятия получит тот материал, который будет больше всего соответствовать потребностям субъекта. И для того чтобы это избирательное восприятие могло быть осуществлено этот канал должен быть приоритетным и не загруженным избытком восприятия и давлением персекуторных тревог. Даже в минимальной степени загрузки психика даст приоритет проблемам выживания над всеми другими. Следовательно, воспринимаемое будет вторично по отношению к пре-концепции, а значит воображаемому. На более поздних стадиях ко всему этому присоединится ещё весь объем памяти субъекта. В таком случае становиться очевидным, что восприятию способствует галлюцинация. И вот тут-то на первое место выходит аппарат переработки воспринимаемого. Его задача определить, что подлежит дальнейшей обработке: результат восприятия или галлюцинаторная модель? Если будет происходить обработка воспринятого, то будет развиваться сознание субъекта, если будет обрабатываться галлюцинаторная модель, то мы получил трансформацию в галлюцинозе со всеми вытекающими последствиями. Этот процесс занимает главное место в создании психических структур субъекта. Он очень длительный по возрастным меркам, и если субъект не получает нужные ему механизмы в оральной стадии, и если они не были переработаны вновь в процессе развития субъекта и в специальных условиях, субъект навсегда останется фиксированным на механизмах оральной стадии. Он может достигнуть высоких результатов, но качество достигнутых результатов будет соответствовать оральному уровню. Чтобы не быть голословным следует обратить внимание на нынешний состав Верховной рады и тогда возможно сказанное будет более наглядным. 
Во взрослой жизни такие субъекты реагируют на воспринятое в соответствии с принципами их структурной организации. Но не будем о грустном. Недавно был проведено исследование восприятия эмоций человека. С помощью электрических датчиков снимался потенциал мышц мимических мышц человека. Испытуемых просили описать эмоции, наблюдаемые на лице человека. При этом определялся и потенциал мимических мышц самого наблюдающего. Задача была крайне простая - определить злая или добрая эмоция на лице человека. Во время попытки распознания эмоций у лица, определяющего характер эмоции, электрический потенциал возникал в той группе мимических мышц в соответствии той эмоцией, какую он выбирал. Если человек испытывает эмоции то, как правило, это выглядит как сложный комплекс эмоций, и в мимических реакциях задействован большой комплекс мышц. И для того чтобы разобраться в характере эмоции наблюдающий, как бы имитирует эмоции на своем лице, простраивая на своем лице как бы маску предполагаемой эмоции. То какую эмоции он выбирает из этого комплекса мимических реакций определяется уже его предпочтениями. Что аналитику дает это эксперимент. Он наглядно демонстрирует, что воспринимаемое будет обрабатываться через призму собственных психических загрузок. Доминирующая в психике эмоция будет предопределять, что будет обозначать воспринимаемое. Не важно, что и как аналитик говорить анализанту, его восприятие услышанного будет происходить под диктовку его тревог. У лиц с пограничной организацией психики это является наиболее важной проблемой в общении с окружающим миром. Да и для большинства субъектов эта проблема не является чуждой. На эту особенность обратил своё внимание ещё Никлас Луман в своей теории коммуникации, выделив первичный и вторичные уровни сепарации
Некоторые итоги: галлюцинация предшествует воспринятому; при восприятии реальности будут выделяться только те признаки, которые могут подтверждать и соответствовать господствующей эмоции в психике субъекта, при этом все остальные признаки и качества воспринимаемого будут обесцениваться и исключатся из процесса переработки; то тех пор пока психика субъекта будет перегружена объемом внутренних тревог, адекватное восприятие реальности - невозможно; загруженность и качество каналов восприятия определяет объем воспринимаемого; объем контейнирующей площадки и совершенство его механизмов переработки, будут определять качество психических продуктов; Всё происходит в Эго, и без роста Эго нет психоанализа. Рост Эго - это рост сознания, а сознание это способ мышления. Учите Адлера! А кто может и Биона. Остальное обсудим на группе.

Э.А.Ливинский

 

Comments