Процесс символообразования

Процесс символообразования.

Как переплелись жара и чей-то вопрос, или всего лишь 500 символических знаков текста по символическому вопросу.

Клинические формы отношений на анализе между аналитиком и анализантом. 
В процессе анализа форма коммуникативного отношения анализанта к аналитику проходит следующие стадии:
от рапорта – к переносу, 
от переноса – к отношениям ( соотнесенности),
от отношений – к способности изменения,
от изменения – к развитию.

Важнейшим критерием успешности проводимого анализа является рост адекватной части личности анализанта и изменения его способа мышления. В самом процессе мышления особое место принадлежит способу мышления. Именно он определяет структурный уровень организации психики пациента. Переход с одного уровня развития на другой возможен только после изменения способа мышления. Под способом мышления подразумевается способность формировать символы. Культура символообразования, (механизм и способ образования символов) как и их принципы архитектоники, отображается в форме и свойствах сформированного психического продукта.

   На первых этапах происходить вычленение фигуры воспринимаемого из эмоционального фона, и определение её внешней и внутренней (по возможности) структуры. Различение позволяет оформить воспринятое как «предмет» восприятия. Следующим уровнем формирования продукта восприятия становиться «признак», а затем и «символ». Рассматривая символический уровень деятельности психики, следует различать два процесса: процесс собственно символообразования и процесс организации символической структуры. Под символической структурой понимается способ образования символов разного иерархического уровня, их взаимодействие, как между собой на одном уровне, так и взаимодействие между уровнями. Выше лежащий уровень символов от ниже лежащего уровня должен отличаться по своей ёмкости, по своим поясняющим возможностям, по своим конективным способностям и по большей прогностической способности. Сутью символообразования является способность психики выстраивать связи между качествами исследуемого объекта, одновременно отражающими, «что есть предмет» и «чем он не является». Символ в психоанализе отражает переход психики в восприятия с количественно-качественно уровня (знаковый) на причинно-процессуальный способ восприятия. В отличие от знака, отражающего неизменность качеств, символ представляет собой модель суммы качеств исследуемого явления, и, соответственно, на более высоком уровне отражает модель системного изменения суммы качеств в процессе динамических преобразований. Символ отражает не только качественные характеристики, и не столько качественные характеристики исследуемого явления, он отражает принцип изменения воспринимаемых качеств в динамике. 
Система символов, отражает процессуальный характер взаимодействия качеств, одновременно отражая и процессуальность изменения качеств воспринимаемых явлений при динамических трансформациях. Для символов характерна иерархичность, что позволяет сложную систему символов представить в виде единичного символа. То есть систему символов представить или обозначить как символ. Для ясности рассмотрим пример: сложную игру на замерзшей воде с палками в руках и на коньках можем обозначить символом «хоккей», или систему символических представлений о работе психики обозначить как «психология». Это наиболее простые примеры из курса средней школы. Таким образом, психика может в единичном символе «архивировать» весь процесс предыдущего процесса символообразования. Символы могут быть представлены как система символов или как символы символов. Что-то по типу разворачивания корневой папки в компьютере. Возможен и обратный процесс встраивания новых символов в уже существующую систему символов. Как записывание новой программы на существующую оболочку.
Следовательно символы могут усложняться или наполнятся новым содержанием в горизонтальной плоскости (этот процесс обозначен К.Г. Юнгом как процесс амплификации), так и организовываться в вертикальные структуры. В общем в виде, психика может быть представлена как система вертикальных и горизонтальных сетей-связей. Единичной ячейкой, которой является «ячейка означающего». По поводу формирования ячейки означающего поговорим на группе. А срыв символической функции матери включает влечение к смерти у ребёнка.

Э.А. Ливинский

 

Comments