Метапсихология

            Практическая работа врача терапевтического направления  требует от него четкого понимания и более или менее достоверного  представления о природе процессов, происходящих во время аналитических сессий. Имеющаяся в распоряжении аналитика метафизическая модель Фрейда лично меня не удовлетворяет полностью, так как, с моей точки зрения, она не может отобразить клинические потребности врача. Эта модель отражает картину психики  только частично, притом только формирование её по патологическому сценарию. Созданная с целью, для объяснения эдипально-сексуального конфликта (собственно говоря, под потребности конфликтно понимаемой и конфликтно организованной структуры психики), она, вследствие этого, носит несколько искусственный характер. Возможно, с точки зрения ортодоксальных представителей психоанализа предложенная З. Фрейдом модель и является оптимальной, но иная структура патологии требует иных теоретических и метапсихологических представлений.

  Данное краткое изложение моих взглядов на проблемы метапсихологии не претендует на сравнение со взглядами З. Фрейда – мы люди разных исторических эпох, и у нас абсолютно разные жизненные и терапевтические задачи. Сравнения в такой ситуации, по меньшей мере, некорректны, если не сказать больше.

 В моей клинической практике большинство пациентов относятся к группам с так называемыми дефицитарно организованными структурами психики. В психике таких пациентов, как правило, отсутствуют те или иные структурно-функциональные компоненты. У таких пациентов основная клиническая картина патологических изменений обусловлена не конфликтом, а дефицитарностью психических структур, наличием глубоких разрывов между структурами психики. В клинической работе с такими пациентами основной задачей терапии является не разрешение конфликта между структурами, а необходимость достраивания недостающих компонентов психики.

 Мой клинический опыт дает мне основания видеть в представленных взглядах теоретический базис для понимания и организации клинического процесса, имеющего целью достраивание и восстановление структурно-организационной целостности психики пациента. Конечно, я отдаю себе отчет в том, что представленные взгляды на проблему метафизического понимания психики субъекта не могут быть исчерпывающими. Хочу особо подчеркнуть, что данные предложения по пониманию метафизической картины психики служат практическим клиническим потребностям и являются результатом многолетней практической работы с различными категориями пациентов. Высказанные критические замечания будут приняты с благодарностью. Не сомневаюсь, что они послужат дальнейшему улучшению помощи всем нуждающимся в ней.

 

Общие представления

 

 

В свое время Карл Густав Юнг, в отличие от З. Фрейда, причиной развития психики предложил считать не внутрисубъектную инстанцию «psyche – душу», а внешнюю по отношению к субъекту субстанцию – «spirit, т.е. дух». Юнг предложил сравнивать человека как наделённого психикой объекта с неким ящиком, подвешенным на нити в пространстве самостоятельно существующего неосознанного  психического. Его он назвал коллективным бессознательным. В этом случае психика человека, представленная размерами данного ящика, есть некий объём, заполненный  коллективным бессознательным в виде архетипов. По Юнгу, из содержимого этого ящика формируется индивидуальная психическая структура субъекта. Границы «ящика» определяют размер индивидуального сознания. Они служат разделительной линией между окружающим коллективным неосознанным и собственной частью индивидуального сознания, которое, в силу своего происхождения, содержит часть коллективного неосознанного.

 (Мы используем термины «бессознательное», «неосознанное» или же «коллективное бессознательное», но если взглянуть на психическое как на «непознанное», то границы  существующих представлений о психическом, о его природе и структуре, видимо, могут существенно расшириться).

Из сказанного выше следует, что эта выделенная стенками ящика  часть коллективного бессознательного одновременно принадлежит как индивидуальному бессознательному и сознательному, так и коллективному бессознательному, существующему как неосознанное. Индивидуальное сознание развивается из коллективного бессознательного. То есть то, что само было помещено в границы ящика как психика субъекта, может одновременно играть роль как контейнируемого, так и контейнирующего, познавая и вмещая в себя новую, приходящую извне информацию. В этом проявляется всемирный закон «матрешки», когда одно явление может быть и вместимым, и вмещающим для других явлений.

            С точки зрения квантовой теории физики в этом законе нет ничего  необычного. В квантовой физике, например, электрон понимается как часть ядра, ядро как часть атома, атом как часть молекулы и так далее. Но электрон – это и некая часть энергии, находящаяся в некой заданной точке, и при этом его энергетический своеобразный   «хвост» распределён во всей Вселенной.

 

 Такое возможно только исходя из признания полевой формы организации проявлений бытия. В самом простом варианте в математике это выглядит в виде множеств и подмножеств. Но речь  сейчас не о физике и не о математике.  Цель этого примера не утверждение правоты К. Г. Юнга перед З. Фрейдом или наоборот. В данном случае это только средство, модель для пояснения принципиально иного взгляда на строение психики. Это только некий гештальт-пояснительный образ.

            Схематическую модель психики человека, предложенную К. Г. Юнгом, можно несколько видоизменить.

 На мой взгляд, вместо ящика, висящего на нити в пространстве коллективного бессознательного, можно представить объёмную сферу с находящимися в ней меньшими по размеру сферами.

Топографическая модель психики с учетом того, что каждая её структура выполняет свои индивидуальные функции, одновременно являясь частью всей психики, может быть представлена, в отличие от топографической модели Фрейда, в виде структур, организованных по типу сфер, последовательно помещенных друг в друга.

            Что-то наподобие матрёшки, но со способностью к образованию новых слоев в виде сфер. Формирование новых сфер происходит из материала, уже имеющегося внутри материнской (или матричной) сферы. Толчком к образованию или достраиванию новой сферы до завершенной сферической формы становится и/или импульс, исходящий из внутренних слоёв самой психики, и/или  энергия импульсов, отражающих влияние внешней среды. Образно это можно представить как формирование и развитие растительной почки под влиянием движения внутренних соков самого растения и ультрафиолетовых лучей солнца. Только в случае с человеком роль ультрафиолетовых лучей выполняет психика другого человека.

 Итак, для образования нового полноценного слоя сферы необходим базовый матричный материал плюс влияние внешней среды в виде другой, более развитой психики.

Под влиянием потребности растущего организма в более полной адаптации к условиям внешней среды новые структуры психики будут формироваться из уже существующих первичных закладок психики. Структура этих новых слоёв будет обусловлена как уже имеющимися структурами психики генетически предопределённых компонентов в виде набора рефлексов и инстинктов, так и характером взаимодействия с внешней средой. Если понимать под инстинктом генетически закрепленное соотношение между реакциями субъекта и факторами внешней среды, то выстраивание нового слоя будет проходить во взаимно ограничивающих реалиях. Эти реалии станут коридором, в границах которого и будет организовываться, формироваться и достраиваться новая сфера психики субъекта.

 Инстинкт будет формировать рамки возможного и желаемого хода событий адаптационного процесса. Он как бы задаст пространство и направление будущим структурам психики. В этом случае инстинкт – это одновременно и инструмент, и некая  схема (структура) процесса, и в то же время динамически воспроизводимая функция по достижению предполагаемой генетически закрепленной цели.

 Влияния внешней среды могут быть восприняты организмом только в рамках имеющейся инстинктивной схемы.  Следует отметить, что имеющиеся в распоряжении субъекта уже существующие  психические структуры за счет своей активности могут воспринять только ту часть внешнего воздействия, которую способен оттестировать  воспринимающий аппарат психики субъекта. Воспринятое воспринимающим аппаратом воздействие со стороны внешней среды будет носить субъективный характер, в связи с чем будет нуждаться в дальнейшей обработке. Для этих целей в психике будут создаваться новые структуры для переработки воспринятого материала. Восприятие раздражений со стороны как внешней, так и внутренней среды организма осуществляется сложно и многоуровнево организованной нервной системой. У каждого уровня – свои структурные и функциональные особенности. (Например, центры спинного мозга, центры подкорковых структур или коры головного мозга в процессе взаимодействия могут образовывать временные нервные структуры по типу функциональных систем в зависимости от выполняемой организмом и психикой задачи). Каждый из этих уровней будет формировать свой способ обработки воспринятого психикой воздействия со стороны внутреннего и внешнего окружения среды. Соответственно, результат этой обработки будет отличаться формой и объемным содержанием информации.  Поскольку воспринятая информация обрабатывается на разных уровнях, то и в психике будут образовываться разноуровневые структуры переработки воспринятого, каждая со своим специфическим структурным и функциональным аппаратом.

Свойства аппарата восприятия внешнего воздействия психики, в свою очередь, обусловлены анатомическими особенностями организма. Эти анатомические характеристики будут влиять на особенности восприятия влияний внешней среды.

Из вышеизложенного следует, что психика не отражает напрямую свойства объектов внешней среды, а формирует свой  «продукт», свой субъективный эквивалент этих влияний. И через свойства этого субъективного эквивалента психика будет осуществлять свое взаимодействие с внешней средой. Этот субъективный эквивалент объективен по факту своего существования, но субъективно-объективен по своему происхождению и субъективен по своему содержанию.

 На различных этапах созревания психики за счет функциональной ограниченности имеющихся в её распоряжении  структур  адаптационные  возможности самой психики также будут носить специфический характер. Эти особенности того или иного уровня развития будут отражать способы и принципы организации и функционирования самих структур психики. Что-то в рамках правила «подобное воспроизводит подобное». На языке кибернетики это положение может быть сформулировано следующим образом: каждая структура может воспроизвести только ту функцию, в результате которой она сама и была создана.

Это означает, что если психика субъекта развивалась в заданных условиях, то структура психики субъекта будет эквивалентно (со знаком «плюс» или «минус») отражать структуру психики Значимого Другого, т.е. воспитателя.

Любая система образуется из структурных элементов. Группа структурных элементов, действующих согласованно, образует нечто новое, что отсутствовало до факта взаимодействия этих элементов, –  функцию. Говоря словами У. Биона, ««функция» – это обозначение психической активности, которая присуща набору факторов, действующих согласованно. <…> Факторы выводятся из рассмотрения функций, частями которых они становятся, когда согласуются друг с другом». Зная функцию, мы можем определить (по У. Биону, «вывести») те элементы («факторы»), которые образуют исследуемую функцию. В таком случае мы можем выйти на организационную структуру, обуславливающую выполнение данной функции.

 За структурную единицу образования – «фактор» будет браться единичный факт взаимодействия со средой (простейший единичный элемент взаимодействия называется фракталом). В таком случае сферы или структуры психики будут формироваться, подчиняясь законам фрактальной архитектуры, и проявляться  в жизни  в виде фигур фрактальной  графики, так как эти законы едины для всех процессов структурообразования, независимо от того, в живой или неживой природе они происходят.   

Для разных уровней восприятия, в зависимости от их сложности и специализации, такой первичный элемент-фактор восприятия будет разным. Например, на рефлекторном уровне воспринимаются и обрабатываются импульсы одного вида а на уровне, скажем, корковых центров структура обрабатываемого элемента-фактора будет уже совсем иной. Это образ, знак, символ или понятие.

Психика на взаимодействие с внешней средой реагирует на двигательном, эмоциональном, целе- и смыслообразующем уровнях.   В этих условиях в психике формируется трехуровневая система  слоев или сфер, состоящая из двигательного, эмоционального и смыслового интеллекта. Взаимные отношения этих уровней-сфер и будут определять характер адаптационной реакции психики и организма в целом. Функционирование и структурное расположение  данных сфер организуется по принципу гироскопа. Каждый слой или сфера могут смещаться в разных плоскостях независимо друг от друга. Но пока речь не об этом.

Таким образом, психика субъекта формируется под влиянием нескольких (минимум трех) потоков динамически организованных воздействий, создавая взаимосвязанные специфические структуры. Такая модель позволяет увидеть этапы филогенетического формирования элементов психики индивида как результат вычленения структур индивидуального Эго и его производных из материала бессознательного с помощью формирования систем переработки внешних  и внутренних катексисов (загрузок) внутри и вокруг структур Эго. Как известно, психика выполняет функцию связи и оценки взаимодействия организма и среды. Для этой цели ей нужны соответствующие структуры, способные выполнять столь сложную функцию. Содержание самой задачи требует дифференциации психики на узкоспециализированные структуры. Эти структуры могут быть образованы только из внутреннего психического материала, имеющегося в распоряжении психики, с учетом адаптационного (творческого) характера переработки доступного психике воспринятого материала. В противном случае, при отсутствии этой творческой активности, мы будем иметь только физиологический аппарат рефлекторного или, в крайнем случае, инстинктивного отражения, настроенного  исключительно на функцию подражания. Что мы и наблюдаем на самых ранних этапах развития младенца в виде функции импринтинга (подражания).

 В ситуации с человеком имеются две возможности развития психики: по типу идентификации с психикой принуждающего объекта или путём индивидуации, что подразумевает выстраивание собственных психических структур с учетом личных потребностей

 Для взаимодействия со средой и для её восприятия у человека есть пять органов чувств, но это только  половина решения стоящей перед организмом адаптационной задачи. Органы чувств позволяют лишь реагировать на взаимодействие со средой, но не оценивать этот факт. Данную задачу призвана выполнять психическая структура, называемая Я или Эго. Эго образуется из материала инстинктивного бессознательного в ответ на взаимодействие этого бессознательного с элементами внешней среды. В первом приближении условно мы можем говорить об Эго как о следах произошедшего взаимодействия материала бессознательного и внешней среды. Этот след будет нести на себе двойственные характеристики участников взаимодействия. Вследствие этого Эго будет обладать двойственными характеристиками – свойствами как бессознательного материала психики, так и внешней среды. (То есть структура Эго будет состоять из двух частей – «Я- телесного» и «Я-психического»).

 Поскольку бессознательные проявления психики очень близки к  свойствам психических проявлений, определяемых нами как психотические, мы можем говорить о том, что Эго субъекта и его образования структурируются из некоего психотического ядра – центра, образованного сетью взаимодействующих между собой рефлексов и инстинктов.

            Формирование специализации функций организма приведёт к появлению не только центрального ядра, но и к образованию периферических центров, обеспечивающих эту специализацию.    Формирование ядра психики и образование на его основе специализированных вторичных центров будет происходить путём формирования точек кристаллизации в околоядерном пространстве с образованием новых структур на основе следов взаимодействия бессознательного материала с факторами внешней среды.

Отраженные психикой в себе самой факты её взаимодействия со средой структурируются как некие соотношения процессов, произошедших в организме.

 Сформировавшийся следы таких событий будут точками  сборки этих следов в определённую сеть , по типу кристаллической решётки. От плотности этой сети и заполненности образовавшихся ячеек и будут зависеть качества психики субъекта.

В рамках психоаналитических терминов представленная картина может выглядеть так.

            Первичным образованием в ядре психики является Самость как первичная структура, способная установить факт своего существования. Вероятно, сама психика как таковая начинается с установления факта своего существования. Это явление обусловлено одним из свойств материи, называемым отражением.  Еще немного физики.

Если принять за основу всех процессов, происходящих в мире, процесс взаимодействия  электромагнитных волн, то и жизнедеятельность организма, и его  психическую функцию можно представить так же – как распространение, отражение, наложение этих же волн. Наложение одной волны на другую приводит к созданию так называемых стоячих волн, свойства которых отличаются от свойств первичных волн. В стоячей волне (в точке наложения или пересечения двух и более волн) происходит повышение уровня энергии и уплотнение первичного материала взаимодействующих начал. Вследствие этого формируется новая структура материи уже с иными характеристиками (например,  более плотная материя). Данный механизм может быть использован также для понимания образования структур психики.

Процесс самоотражения осуществляется как наложение содержания инстинктивного материала и следов памяти взаимодействий со средой друг на друга, что приводит к образованию в психике первичных ядер в точках пересечения, из которых образуются первичные структуры, такие, как Самость, Эго, или патологические структуры Цензура и Супер-Эго.

Данное явление может выглядеть как процесс рекурсии или рекурсивного отображения. Образно этот процесс можно представить как многократное отражение свечи в двух стоящих друг против друга зеркалах. В этом случае сформировавшийся в результате наложения образ будет попеременно отражаться то в следах памяти взаимодействия с внешней средой, то в материале инстинктов.

Образовавшаяся Самость, установив факт своего существования в рамках собственной психики, устанавливает и факт своего существования в окружающей  среде и со средой.

Для взаимодействия с этой средой необходим специальный инструмент. С этой целью формируется аппарат взаимодействия в виде различных структур Эго (структуры двигательного, эмоционального и смыслового интеллекта). Таких структур нужно много: для формирования зрелого Эго требуется и время, и должные условия. Изначально будут образовываться структуры, отражающие прежде всего самих себя, без связи с окружающей реальностью. Младенец осмысливает внешнюю реальность как связанную исключительно с ним самим. Такой способ организации психики, опирающийся в отражении внешней физической реальности только на свои собственные представления о ней, называется психотическим. Следовательно, первоначально вокруг Самости из материала психотических представлений ядра будут формироваться структуры Эго. Схематично это может выглядеть подобно кольцам  Сатурна.

 

 

 

Поскольку среда окружает Самость со всех сторон, «кольца», подобно орбитам, располагаясь под разными углами и постепенно сливаясь, приведут к образованию вначале полусфер, а затем и формированию полноценной  сферы вокруг Самости.

 Такое соединение, слияние колец в сферу и образование точек взаимодействия – прообраз одной из базовых первичных функций психики – интеграции.

            Несколько слов о Самости. Самость – это результат возможности психики отразить факт существования самой себя. Она есть производная процесса отражения, некое «отзеркалевание процесса отражения». Самость есть отражение механизма самого процесса отражения в психике субъекта.

В таком случае отражение вводит предзаданность. (Если сложно, всё это можно не осознавать.)  

Отражение и интеграция являются  базовыми функциями, на основе которых формируется вся психика субъекта. Процесс выстраивания структур психики можно представить как чередование эти двух базовых функций, а ещё – как результат  взаимодействия образований  первичного психотического ядра с материалом окружения.  В таком случае из материала психотического ядра будут формироваться и структуры, обеспечивающие развитие самого Эго.

Срыв этого процесса есть защитная реакция, именуемая    проекцией.

Следовательно, само психотическое ядро и его психотические составляющие являются постоянными компонентами психики любого субъекта. Вновь образующиеся структуры будут находиться в некоем месте околоядерного пространства и в то же время принадлежать всей психике индивида. Для наглядности приведем пример формирования планет из материала пылевых галактик.

Структура психики в таком случае может выглядеть как психотическое ядро Самости в виде  центральной планеты с точками кристаллизации новых структур  Эго, подобно планетам с присущими им спутниками. Пока планеты не приобрели свои орбиты и не сконцентрировались в виде планетной массы, они были составными частями пылевой галактики. По мере образования индивидуальных масс и орбит планеты приобретают свою структурированность, но все равно остаются в поле тяготения галактического центра. (Почему планетарная схема Солнечной системы не может быть схемой образования психики? Природа экономна. Может быть, это вполне укладывается и в систему мегагалактики как  структуру, состоящую из более мелких галактик? Как знать.  Ведь когда-то, до Коперника, и Солнце «вращалось» вокруг Земли).

 Рассмотрим это явление с философских позиций: вычленение индивидуальной части из коллективного бессознательного в виде индивидуального бессознательного дает возможность выйти коллективному непроявленному (или коллективному бессознательному)   из непроявленного (неосознанного) состояния.

 В этом случае бытие получает возможность отразить само себя.

Человек есть инструмент Вселенной по проявлению непроявленного. И чем лучше и «чище» настроен этот инструмент, его психика, тем полнее он отражает законы объективной реальности.

Подобное утверждение справедливо и для понимания характера взаимодействия аналитика и анализанда в процессе психоанализа.

 Только методом ассоциативного мышления (на основе механизмов отражения и интеграции), путем сопоставления уже осознанного человек приближает своё понимание мира к его  фактической реальности.

  С учетом двухфазности психики – прерывное сознательное и непрерывное бессознательное – психика человека представляется  не изолированными друг от друга образованиями, а функционально организованными комплексами, организующимися в структуры в зависимости от характера решаемых задач.

 Организация таких комплексов может быть осуществлена как горизонтально, на поверхностно расположенных структурах, так и вертикально, с включением в свой состав глубжележащих структур.

 

Каждая из структур психики одновременно может быть представлена сознательной и бессознательной компонентами. Преимущественное пребывание психики в той или иной фазе (как в виде волны (бессознательное), так и в виде кванта (сознательное)) будет зависеть от наличия актуальной задачи на данный момент времени. Задача, наложенная на психику извне, или исходящая из внутренних структур потребность будут предопределять развитие структур психики индивида, существующего и развивающегося в среде объектных межличностных отношений и факторов физического мира.

Данная идея строения психики близка к идее Уилфреда Биона об организации психики из психотического ядра путем формирования некоего механизма, способного отразить процессы, происходящие в  ядре. Линейный порядок образования структур и стадий психосексуального развития, предложенный Фрейдом, вызывает большие сомнения. Более продуктивным является предположение о параллельном формировании и развитии всех необходимых субъекту структур психики из психотического ядра и психического материала околоядерного пространства. Такое предположение предусматривает иной порядок выстраивания психических структур.

 Линейный порядок заменяется параллельным многоуровневым.

 

 

 

 При этом разноуровневые образования в виде сформировавшихся или формирующихся  сфер вложены меньшая в большую, как куколки матрешки, причем формирование большего слоя идет за счет энергии нижележащего слоя структур психики.

       Успешно сформировавшийся вышележащий слой сферы будет больше по площади, чем нижележащая сфера. Это обеспечивает больший фронт взаимодействия с внешней средой и одновременно как бы защищает нижележащий уровень психики. Площадь сферы будет формироваться за счет и сознательных, и бессознательных компонентов психики. Образно это можно представить как расположение одного слоя над другим. Эти выше- и нижележащие поверхности сфер структурированы наподобие двух – резиновой и кожаной – сфер футбольного мяча. Поскольку новая сфера формируется за счет сознательной и бессознательной составляющих, она будет выглядеть как части сознательного и бессознательного материала, «сшитого» в порядке чередования. Так сшита из кусочков кожи белого и черного цвета кожаная оболочка футбольного мяча, где белые кусочки кожи выступают как осознанные участки психики, а черные – как бессознательные.

Расположенные друг над другом сферы через механизмы образования и функционального взаимодействия связаны друг с другом  по вертикали, но могут смещаться в горизонтальной плоскости относительно друг друга за счет структурной принадлежности к различным образованиям психики.

Сознательные и бессознательные участки психики связаны между собой предсознательными слоями психики как мембранами, образующими или блокирующими связь между этими двумя слоями.

Предсознательный слой является наиболее важным в структуре психики, так как именно от него зависит характер и структура психических связей. Именно этот слой обеспечивает движение энергии по структурам психики. Через структуры  предсознательного слоя осуществляются вертикальные и горизонтальные связи внутри и между психическими структурами.

Структуры предсознательного служат своеобразными «нитками» (а точнее, переходами) при «сшивании» сознательных и бессознательных участков психического поля. При этом начало сшивки кусочков может быть в любой точке вновь образующейся структурной сферы.

 Точка начала и точка окончания сшивки каждого слоя могут быть узловыми точками перехода как на следующую стадию (или уровень) развития психики, так и  между собой на одном и том же уровне. Эти узловые точки посредством связи между собой выстраивают ячеистую структуру психики по типу кристалической решётки.

Различные слои могут быть связаны как через сознательные, так и через бессознательные компоненты, вплоть до самых центральных, глубоко расположенных ядерных структур психики. Площади сшитых сознательных и бессознательных «кусочков» всегда будут индивидуально предопределены и различны по своим периметрам и границам. (К сожалению, «несшитые» участки могут быть весьма различными, и такая «несшитость» может определять дефицитарность структур, как по площади, так и по глубине. При этом более примитивные уровни могут не иметь должной надстройки и в силу этого определять не совсем адекватный характер психических реакций субъекта). Но вернёмся к нашей модели.

В  пустотелой матрёшке куклы относительно свободны во внутреннем пространстве, но их свобода ограничена формой самой матрёшки. Если представить на месте кукол правильные сферы, то каждый слой внутри сферы будет подвижным и независимым один от другого в любом направлении. Каждый слой будет «жить» своей независимой жизнью и при этом оставаться составной частью всей структуры. Что это нам дает?

 Психика субъекта в этом случае может быть понята как трехсферное образование, состоящее из сфер бессознательного,  предсознательного и сферы осознанного (или сознания). При этом предсознательное может играть роль шарнира или некоего шарикового подшипника, шарики которого минимум в двух точках будут сопряжены со структурами бессознательного и сознания. Эти три сферы могут быть определены и как сферы двигательного, эмоционального и смыслового интеллектов.

 Свободное смещение и вращение одного слоя по отношению к другому будет создавать бесконечное множество комбинаций соотношений психических полей как при горизонтальном, так и при вертикальном объединении  различных слоёв. Наличие незаполненных участков в сферах может быть как бы перекрыто за счет вращения сфер двигательного, эмоционального и смыслового интеллекта относительно друг друга. И при ригидности или дефектности сфер более ранние по образованию слои психотической или предсознательной сферы будут проявляться напрямую в психике субъекта.

При таком понимании строения психики в поведении субъекта будут принимать участие различные слои и компоненты его психических структур, начиная от психотических и кончая слоями «сознательной» психики.

 Если психика дифференцирована, и все её слои достроены, психика будет успешно справляться со всеми адаптационными задачами по взаимодействию с внешней средой. В случае неполной достройки слоёв психики психические структуры будут представлять собой «избыточно» крупноячеистую поверхность с полями дефектов заполнения слоёв.

 Такие «дыры» будут приводить к функциональной и архитектурной недостаточности структуры и создавать затруднения циркуляции энергий возбуждения. Это, в свою очередь, приведет к  появлению в психике субъекта зон с недостатком энергии, «обтеканию» таких полей потоками энергий (что-то   наподобие турбулентности в потоке), накоплению и фиксации энергии в местах дефекта по типу коронного разряда, с  параллельным образованием полей с обедненной энергетикой, появлению энергетических «ям».

 Из вышеизложенного следует, что в местах дефекта вышележащего слоя (например, сознания) для решения адаптационной задачи психикой будут привлекаться нижележащие слои психики (регресс). Справедливо и обратное, когда вышележащий уровень может компенсировать дефицитарность нижнего. Например, недостаток переработки эмоций мы можем заменять рационализацией, одной из высших психических защит.

 Но поскольку нижележащие слои были сформированы в условиях другой адаптационной задачи, их использование не будет приносить полного адаптационного эффекта, что может отразиться в психике субъекта как формирование невротического или психотического симптома. Решение такого «вопроса» на уровне двигательного интеллекта будет приводить к отыгрыванию моторно-двигательного характера или к вегетативной соматизации.

 Если взять за основу утверждение, что психика для удовлетворения потребностей своего существования и развития опирается на внешнюю среду, то, исходя из этого факта, можно выделить четыре способа взаимодействия психики субъекта со средой.

 Это следующие способы: минимальная опора на внешнюю среду, частичная опора, опора с частичным или неполным адаптационным эффектом и опора с достаточным адаптационным эффектом.

 Говоря психоаналитическим языком, эти способы взаимодействия со средой приводят к образованию четырёх форм психической организации психики субъекта, соответственно: психотической, пограничной, невротической и адаптационной (или нормальной) структур психики.

 Исходя из вышеизложенного, психика любого субъекта может быть представлена как сферическое образование, состоящее как минимум из четырех слоев: слоя психотически организованных структур, слоя погранично организованных структур, слоя невротически организованных структур, а также слоя с максимально возможными адаптационными свойствами в данном обществе, что и  будет определяться как психическая норма адаптации индивида.

Поскольку каждый последующий слой организуется за счет предыдущего, то от полноты формирования предыдущего слоя будет зависеть и успешность формирования вышележащего слоя.

 Психические слои, образовавшись, продолжают жить своей жизнью, но регуляторную функцию этой жизни осуществляет вышележащий слой, так как он построен на более адаптационно успешных принципах взаимодействия с внешней средой.

   Подведём некоторые итоги и попытаемся выразить всё в психоаналитических терминах.

Представленное строение психики требует иного понимания формирования структурной организации психики субъекта.

С появлением у плода способности осознавать факт собственного существования образуется такая структура, как Самость (Self). Эта структура  под влиянием внутреннего развития и накопления энергии в результате разделения себя и среды начинает реагировать на влияния этой среды. Для оценки и  реагирования на влияния среды и под влиянием этой же среды из структуры Самости начинает формироваться структура Эго (Я), «связывающая» Самость  со средой обитания. Через Эго в таком случае осуществляется взаимодействие со средой. Теперь на Эго возлагается вся ответственность за успешный ход развития как психики, так и всего плода в целом. Первоначально Эго структурировано как часть психотического ядра, затем под влиянием контакта со средой, на основе материала психотического ядра начинает выстраиваться одновременно три (на самом деле их больше) базовые структуры: структуры, удовлетворяющие потребности Самости, структуры, тестирующие внешнюю реальность, и структуры потребностей самого Эго. При патологическом развитии психики к ним добавляются структуры, отражающие представления о запрещающих законах связи с внешней средой, – Цензура и Супер-Эго. В таком случае Эго имеет две возможности развития: патологическую – одновременно под влиянием трёх структур: Самости, структур самого Эго и Супер-Эго – и нормальную. Нормальная (или адаптационно успешная) структура психики будет развиваться под влиянием Самости и структур самого Эго, не тратя при этом лишнюю энергию на образование блокирующих развитие Эго структур, таких, как Цензура и Супер-Эго. Данные типы развития структур известны как идентификация и индивидуация.

Эго, испытывая влияние и давление всех структур, будет формироваться с учетом требований этих влияний. При дисбалансе влияния Самости и преобладании влияния структур Супер-Эго Эго субъекта будет образовываться как однобоко ориентированная структура, заведомо ограниченная в своих адаптационных возможностях.

 

       

В процессе развития между Самостью и Эго возникает оппозиция. Это оппозиция между потребностями и навыками. Самость по своей природе всемогуща, а навык есть результат более или менее успешного опыта. Самость всегда пытается контролировать Эго, но это удается не в полном объёме, так как Самость не в состоянии точно определить, оттестировать и выразить свои потребности. При зрелом Эго возникающие расхождения между желаемым и получаемым результатом служат критерием внесения необходимых поправок в деятельность и структуру самого Эго. Для этого в распоряжении Эго имеются все три вида интеллекта – двигательный, эмоциональный и смысловой. Их взаимные модификации раньше или позже, но приведут к необходимому результату. При недостаточно структурированном Эго, лишенном необходимых средств для достижения цели, всемогущая Самость вместе с самыми ранними структурами Эго будут нападать на тестирующие и исполняющие структуры Эго, будут стремиться изменить Эго доступными ему способами. Отвергая тестирующий аппарат Эго и его деятельный аппарат, Самость будет стремиться избавиться от неугодных ей частей Эго, направлять усилия на доступное ей психотическое, галлюцинаторное по своему характеру, удовлетворение своих потребностей. При таком порядке вещей в Эго будет формироваться два полюса – полюс «успешного Эго» и полюс «неуспешного Эго». Вокруг этих полюсов могут образовываться две различные по своему характеру структуры психики, создавая псевдодиссоциацию личности и формируя при этом субъекта расщепленного сознания. (Формирование структур по типу биполярной самости по Х. Кохуту).

  Вернемся к структурам Эго. Структура Эго представляет собой взаимосвязанный комплекс нескольких подструктур и состоит из наблюдающего Эго, переживающего Эго, знающего Эго и опытного Эго.

 При правильном характере формирования и развития подструктур Эго развитие всех вышеперечисленных подструктур приведёт к образованию консолидированного или интегрированного Эго, способного эффективно взаимодействовать с внешней средой для удовлетворения потребностей в развитии субъекта.   

 Давайте вернёмся еще раз к планетарной модели  строения.

Рассмотрев планетарную модель, мы видим, что из первичного ядра, из структуры Самости и её психотических компонентов постепенно происходит формирование структур Эго, структур  предсознательного или (при патологическом формировании психики субъекта) структур Цензуры и Супер-Эго, подобно образованию планет на своих орбитах вокруг ядра галактической системы.

 Солнечная система и планетарная модель атома часто изображаются в одноплоскостной системе для большей наглядности. На самом деле эти структуры образуют из своих орбит некую сферу вокруг ядра – Солнца. Созданные из Самости и психотического ядра структуры Эго, равно как и структуры Цензуры и Супер-Эго,  располагаются на различном удалении от ядра Самости. Их орбиты будут образовывать что-то в виде сферы вокруг ядра Самости.

 Давайте ещё раз обратимся к модели шарикового подшипника. К самому  образу, гештальту подшипника, без технической характеристики его как детали машины. Важен сам принцип вращения одного вокруг другого. В этом случае понимание расположения и функционирования структур бессознательного, предсознательного и сознания  наглядно напоминает конструкцию подшипника, где обоймы и шарики могут вращаться независимо друг от друга.

 

 Обоймы подшипника представлены в виде кольцевых образований, но давайте усложним задачу, вообразив, что обоймы – это не кольцевые структуры, а полностью сформированные сферы.

 В этом случае каждый слой такой сферы может вращаться и сдвигаться в любом направлении независимо друг от друга. Представим, например, на минуту, что все вилки капусты или лука стали вдруг подвижны и независимы друг от друга. Но так не бывает. Они развиваются из корня, они – растения.

 Психика человека хоть и развивается из «корня» «Самости», но все же более независима в своих движениях. Теперь от модели подшипника перейдем к модели гироскопа.   

            Гироскоп – это прибор, в котором некое ядро, расположенное на вращающейся оси, может вращаться в трёх плоскостях, при этом не утрачивая связи со своими кронштейнами. Представим себе, что сферы свободно  вращаются вокруг ядра в различных направлениях, не утрачивая связи с ядром. В этом случае различные положения сфер и будут определять особенности психики через взаимосоотношение структурных элементов сфер. В случае неполного заполнения сферы или сфер со структурными дефектами за счет вращения сфер может быть достигнута компенсация. Или же, в противном случае, можно констатировать глубокий дефицит нескольких структур психики субъекта.

 ПРИ НАЛОЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕФЕКТОВ МОЖЕТ ОБРАЗОВАТЬСЯ ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ВПЛОТЬ ДО ЯДЕРНЫХ СТРУКТУР ЭГО.

 Если представить, что Эго с его внутренними и внешними структурами образуют каждый свою сферу, то точки взаимодействия со структурами, отражающими связь с телесным Эго, являются теми кронштейнами, через которые осуществляется связь ядра личности и сфер психического аппарата. При этом данные структуры могут смещаться относительно различных осей независимо друг от друга, то есть мы получим бесконечное разнообразие вариантов расположения этих структур и, соответственно, структуры различных личностных субъектных психик.

  Известно, что развитие жизни идет по спирали.

 Жизнь есть пространство между двумя точками небытия.

  То есть структуру психики, её развитие, функционирование и увядание можно представить в виде многослойного волчка, где сознательное и бессознательное чередуются, выступая как проявления одного целого, но в разных состояниях, а на полюсах этого шара все структуры вновь сходятся в одной точке. Эти точки представляют собой моменты рождения и смерти индивидуума. 

Структуру психики человека можно представить и в виде системы координат. Человек использует такую систему для создания системы координат на глобусе в виде параллелей и меридианов, для определения местоположения через определение долготы и широты. При введении еще одной оси получаем уже объёмное расположение любой точки. Эту систему трёхмерных координат можно представить как пересечение осей вектора инстинктов, вектора силы действия внешней среды и вектора времени. Система трехмерности позволяет мыслить категориями объёма, сферы. (Для психики человека это может быть ещё и система потребности, творчества и интенциональности).

  Субъект существует в сфере трех реальностей: в сфере своей субъективной реальности, в сфере внешней физической реальности и в сфере субъективной реальности Другого (и/или в сфере реальности коллективного невроза общества).

 Эта система координат позволяет субъекту ориентироваться в интерсубъективном поле взаимодействия. Проще говоря, в поле объектных отношений.

 Если рассматривать Сознание как активное внимание, то, в свою очередь, активное внимание можно представить как некий световой конус или фокус, перемещающийся как в пространстве внешней физической реальности, так и по поверхности или по внутренним структурам психики субъекта, в зависимости от потребностей индивида. Этот конус может быть сфокусирован на любой структуре психики индивида, делая её доступной для осознания.

Мысль есть и путь, и проводник этого  конуса (фокуса) внимания. Она одинаково хорошо фиксируется на объектах как внутреннего, так и внешнего расположения. Мысль, сама структура мысли, представляет собой некий энергетический канал, по которому, согласно З. Фрейду, свободная или «запруженная и ущемленная» энергия влечения ищет и находит выход для своей реализации в виде психомоторного, эмоционального или психического акта. Осуществление процесса мышления (включающего в себя процесс тестирования влияния внешней среды на структуры субъекта и образование представлений об этом процессе) приведет к организации части психического материала вокруг возникшего представления. За счет имеющихся связей эти представления будут интегрированы в систему представлений субъекта. Это, в свою очередь, может привести к формированию нового центра «кристаллизации» вновь образованных структур Эго. Постепенное распространение «кристаллообразующего» процесса приведет, в конце концов, к выстраиванию всего «кристалла» психики, вернее, сфер психики. Красота этого кристалла-сферы будет зависеть от чистоты раствора и создания необходимых условий кристаллизации.

Между каналами мысли и акупунктурными каналами на теле человека, по которым, как известно, движется так называемая энергия ЧИ, есть некое подобие. И что примечательно, эти каналы оканчиваются в ядре клетки, а значит, связаны с хромосомами человека и с волновой структурой космоса. (Тут кроются основы психосоматики).

 Активная деятельность психики проявляется по-разному. Направление фокуса активного внимания вовнутрь характерно для фазы сна и, наоборот, направление фокуса наружу – для фазы активного взаимодействия с внешней средой во время бодрствования.

 Правильность формирования сфер психики и её слоёв определяется равномерным и пропорциональным развитием составляющих её психических структур. Под воздействием внешних энергий или  инстинктивных сил влечения различные слои этой «матрешки» могут гипертрофироваться или вообще не получить дальнейшего развития. Согласно теории немецкого ученого Шопа, каждое взаимодействие оставляет энергетический след, энергетическую память, блокирующую равномерное движение энергии (в данном случае – по структурам психики). Базисный дефект, «Эдипов комплекс», травматический невроз – всё это результаты энергетических блокировок, точнее, энергетических ям (моментов зависания «мозгового компьютера»), которые вследствие ограниченного бюджета психической энергии формируют эволюционные точки неудачи развития, поля разрывов, (провалов в психике). И чем больше таких точек и дефектов структур, тем больше проблем в психике индивидуума. В таком случае проблемы психики носят выраженный дефицитарный характер. 

Формирование энергетических провалов и их фиксаций в процессе развития приводит к блокировкам движения фокуса активного внимания, что не позволяет адекватно тестировать и обрабатывать информацию для принятия адаптационных решений.

 Не существуют разъединяющие структуры – существуют дефекты, препятствующие связыванию, объединению.

При патологии  развития функцию блокирования будут выполнять чужеродные образования в виде Цензуры или Супер-Эго.

 Дефицитарность психических структур уже вторично в свою очередь приводит к образованию так называемых психических конфликтов. Исходя из такого понимания структур психики, можно выйти на механизмы формирования и  функционирования защит.

Защиты – это средства психики, позволяющие ей достигать возможного в данных условиях адаптационного результата. Защиты – это сформировавшиеся обходные пути, шунты, отводящие часть энергии по обходным каналам от зоны её накопления. Защиты – это не препятствия, а пояснительные плакаты и инструкции в работе аналитика. Понимая механизм защит, аналитик может определить, какой дефект в психике субъекта компенсируется этой защитой. Чем дольше по времени существуют такие «провалы-блокировки» и чем  значимее они по энергетике, тем сильнее выражены изменения в механизме функционирования психики индивида.

            Работать нужно не с защитой, работать нужно с дефектом, приведшим к формированию перекидного моста – защиты. Устранив дефект, устраним и необходимость в защите-мосте.

Психоаналитик, направляя фокус активного внимания на имеющийся дефект, как бы высвечивая его активным вниманием, создает условия для перевода неосознаваемого представления о дефекте в осознанный факт, активизирующий работу психики анализанда. Тем самым психике пациента предоставляется возможность путём активизации энергии начать процесс достраивания или выстраивания недостающей структуры, необходимой для индивидуального развития.

            Различные практикуемые способы влияния на эти дефекты определяют различные психотехники  Сновидение же осуществляет этот процесс доступными ему способами. Неслучайно техника свободно плавающего внимания явилась результатом скучных пустых сессий, навевающих сон.

 

Comments